Фактическая стоимость владения автомобилем для человека со средним достатком в России существенно выше, чем на развитых рынках. Это тормозит развитие отечественного автомобильного рынка, считает партнер
PwC Стенли Рут. Компания рассчитывала стоимость владения как разницу между расходами на приобретение и содержание машины и доходами от ее перепродажи на вторичном рынке (см.таблицу).
Для сравнения был взят Volkswagen Golf с коробкой-автоматом, купленный в кредит и застрахованный по
каско и
ОСАГО. Компанию интересовали самый популярный на рынке сегмент автомобилей — класс С и самый внушительный пласт покупателей — жители мегаполисов со средним доходом, пользующиеся финансовыми услугами, объясняет старший менеджер автомобильной практики PwC
Сергей Литвиненко. В США и сам автомобиль, и расходы на него будут меньше на 36%, гласит исследование PwC. В Великобритании машина стоит дороже, а стоимость ее содержания — чуть ниже. Но если сравнить эти траты с уровнем доходов населения во всех трех странах, то получится, что в России человеку со средним доходом машина обходится чуть ли не в разы дороже, чем в США, отмечает Литвиненко.
Как показало исследование, российские автомобилисты тратят больше из-за высоких налогов, дорогих кредитов и страховки, продолжает он. Да и в стоимости за три года в России автомобиль потеряет больше, чем в США и Великобритании, из-за плохих дорог и частых ДТП.
В 2012 г. ставки по автокредитам в универсальных банках в России в среднем поднялись на 0,5-1 процентный пункт до 14-15%, констатирует
исполнительный директор финансового подразделения группы
«Рольф» Виталий Павловский. А тарифы на страхование падают: в 2008 г. стоимость полиса каско в среднем составляла около 8% от цены автомобиля, а в 2012 г. — 6,5%. Но растет стоимость автомобиля, говорит Павловский.
В Западной Европе машины, как правило, дешевле, чем в России, добавляет директор дилерского центра
Hyundai компании
«Авилон» Михаил Жмаков. Но можно найти специальные акции, позволяющие взять автомобиль в кредит под 3,5% в год, а дилеры снижают стоимость нормо-часов.
Чтобы снизить стоимость владения, россияне отказываются от каско, обслуживаются у неофициальных дилеров, заправляются менее качественным топливом — все это негативно влияет на качество автопарка и безопасность дорожного движения, говорит Литвиненко. Если бы не это, российский
авторынок мог бы расти гораздо быстрее, считает Рут. По его словам, в странах, где стоимость владения ниже средней, рост автомобильного рынка превышает темпы роста ВВП. Расчетный уровень насыщения российского авторынка — 450 автомобилей на 1000 жителей (сейчас 270) — будет достигнут только через 10 лет.
Расчет для кредитных автомобилей кажется верным, говорит гендиректор
«Автостата» Сергей Целиков. Но в 2012 г. в кредит было продано около 40% машин. А большинство остальных машин не страхуются по каско и не обслуживаются у официальных дилеров. Так что их владельцы могут быть спокойны — они платят меньше, чем зарубежные автовладельцы, резюмирует Целиков.
Источник:
ФАР, Елена Виноградова.